Глоссарий

А  Б  В  Г  Д  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ш  Э  Я

А

    АЛЕРТ, АЛЕРТИРОВАТЬ — уведомление о том, что оппонентам может потребоваться объяснение сделанной партнером заявки. Синяя карточка с белой надписью Alert. Эту карточку необходимо класть на стол (АЛЕРТИРОВАТЬ), когда партнер сделал либо ненатуральную (конвенционную) заявку, либо неожиданную (не распространенную, не практикующуюся) для оппонентов заявку. Ответственность за то, что оппоненты видели карточку Alert несет игрок, ее использующий. В случае, если оппонент интересуется значением заявки вашего партнера, необходимо рассказать ваши с партнером системные договоренности о значении использованной заявки.
    АТАКА, АТАКУЮЩИЙ — первый ход. После завершения торговли игрок, сидящий слева от разыгрывающего (атакующий) должен сделать первый ход. Необходимо выбрать карту атаки, положить ее перед собой рубашкой вверх и спросить разрешения у партнера перевернуть карту. Это необходимо для того, чтобы партнер мог задать интересующие его вопросы по сути торговли оппонентов.  Цель выкладывания карты рубашкой вверх в том, чтобы атакующий не мог заменить карту атаки, в случае если вопросы его партнера о торговле навели его на мысль о более удачной атаке.

Б

    БАЛАНС — оценка возможного уровня игры, основанная на очках и раскладных ценностях вашей руки и руки партнера. Сначала вам необходимо посчитать очки в вашей руке, сделать поправку расчета на раскладные ценности (длина мастей, наличие краткости). В рамках торговли ваша задача обменяться с партнером информацией об общем количестве очков на вашей линии, о наличии раскладных ценностей и выбрать оптимальный контракт.
    БЕЗ ОДНОЙ — контракт, для выполнения которого не хватило одной взятки.
    БЛЕФ — преднамеренное существенное искажение информации о своих картах, количестве очков, длины масти, наличия масти. Если блеф контролируемый, то есть ваш партнер знает о возможности блефа от вас, он обязан алертировать такую заявку.
    БЛОК — заявка с прыжком с целью помешать торговле противников. Блок делается на длинной масти и с малым количеством очков.
    БЛЭКВУД (РИМСКИЙ) — вопрос о количестве ключевых ценностей при установленном козыре, задается заявкой 4БК. Ключевые ценности состоят из 4 тузов и козырного короля (также называются 5 тузов). Также некоторые ответы включают в себя информацию о наличии козырной дамы. Отвечающий показывает количество тузов (и козырного короля) ответами 1-4 туза, после этого следующая заявка является вопросом о козырной даме, 0-3 туза, после этого следующая заявка является вопросом о козырной даме, 2 туза без дамы, 2 туза с дамой. Используя данную конвенцию можно выяснить наличие ключевых ценностей для постановки малого или большого шлема.
    БОЛВАН — партнер разыгрывающего. После того, как в торговле прозвучало 3 паса подряд, последняя значащая заявка устанавливает контракт. Игрок, первым занявший в торговле масть контракта или БК (деноминацию контракта) становится разыгрывающим, а его партнер становится болваном. После того как сделана атака, болван выкладывает карты на стол вертикальными рядами в сторону разыгрывающего, козырь кладется справа. Далее в игре болван не участвует, а только выполняет указания разыгрывающего, какой картой сыграть. Сыгранную карту болван кладет перед собой, чтобы все игроки видели, что карты сыграна. Болван как и остальные игроки складывает сыгранные карты перед собой рядом.
    БОЛЬШОЙ ШЛЕМ — игра на 7-м уровне, то есть обязательство взять все взятки.

В

    ВЗЯТКА — единица определения результата контракта; взятка состоит из четырех карт, положенных в порядке очередности по одной от каждого игрока. Взятку выигрывает тот игрок, чья карта была старше. Игроки складывают все взятки перед собой рядом, при этом взятки, выигранные своей линией вертикально по отношению к себе, а взятки выигранные оппонентами горизонтально по отношению к себе. После завершения розыгрыша необходимо посчитать, сколько взяток взяла каждая сторона. Это результат контракта.
    ВИСТ — игра защитников (вистующих) против контракта разыгрывающего (синоним — защита).

   ВНУТРЕННЯЯ СЕКВЕНЦИЯ — ряд фигур, идущих друг за другом, но при этом есть фигура старше данного ряда и между рядом и этой фигурой пропущена фигура или несколько. Примеры: КВ10х, Д109х, ТКВ10х.
    ВХОД (ОВЕРКОЛ) —  первая заявка пары после открытия оппонентов.

Г

    ГЕЙМ — контракты 3БК, 4 червы, 4 пики, 5 треф, 5 бубен. За данные контракты дается дополнительная премия, размер которой зависит от зональности пары, назначивший контракт. Контракты 4БК, 5 червей, 5 пик, 5БК также являются геймами, но их постановка происходит либо в позиции исследования шлема, либо в конкуренции (защите) торговле оппонентов. Постановка данных контрактов не целесообразна в иных случаях, так как несет в себе обязательства взять больше взяток.

    ГЕМБЛИНГ — открытие, содержащее, 7 старших карт в одном из миноров без Тузов и Королей сбоку.
   

Д

    ДУБЛЕТ, ДУБЛЕТОН -две карты в масти.

    ДЕНОМИНАЦИЯ —  масть или без козыря, упомянутые в назначении заявки, контракта.

З

    ЗАДЕРЖКА — это комбинация карт, не позволяющая противникам в бескозырной игре (с 50 % и выше вероятностью) забрать все взятки в этой масти, примеры ДВх, Кх, Тх, В10хх. Двойная задержка — это задержка, обеспечивающая дважды прием взятки при ходе оппонентов в эту масть, например, ТДх.
    ЗАЯВКА — любое назначение, контра, реконтра или пас.
    ЗАЩИТНИК — оппонент разыгрывающего, вистующий.

    ЗАЩИТНЫЙ КОНТРАКТ (ЗАЩИТА) — это контракт, целью постановки которого, является не выигрыш контракта, а подсад в контракте на контре. Данное действие направлено на уменьшение возможной выгоды оппонентов, иными словами, при выполнении своего контракта оппоненты получат больше очков, чем очки, полученные за ваш подсад на контре. 
    ЗНАЧАЩАЯ ЗАЯВКА  — любая заявка кроме паса.
    ЗОНАЛЬНОСТЬ — условие для определения размера премий за выигрыш контракта и наказаний за недобранные взятки. Определяется четыре типа зонального положения. Все до зоны, Все в зоне — равная зональность; мы до зоны, враг в зоне — благоприятная зональность; мы в зоне, враг до зоны — не благоприятная зональность. Зональное положение используется для определения целесообразности назначения защитного контракта.

И

    ИМП — международные матчевые пункты. Единица подсчета результатов спортивного соревнования (например, матча), перевод в данные единицы премий за контракт проводятся по определенной шкале.
    ИМПАС — технический прием, состоящий в ходе к ряду фигур в надежде, что отсутствующая в этом ряде фигура лежит перед ним, в целью выработки дополнительных взяток.
    ИНВИТ (ПРИГЛАШЕНИЕ) — заявка, приглашающая партнера торговаться дальше, если он имеет максимум своего ограниченного диапазона,  надбавки в силе (или раскладе), или пасовать в противном случае.
    ИНТЕРВЕНЦИЯ — торговля пары, когда первую значащую заявку сделал один из оппонентов.

   ИСКЛЮЧАЮЩИЙ БЛЕКВУД —  вопрос о ключевых фигурах при согласованной (установленной) козырной масти,  заданный прыжком в другую масть и просящий при подсчете ключевых фигур не считать туза в масти прыжка. Одна из версий ответа на исключающий блеквуд такая же как и на обычный, 1-4, 0-3, 2 без дамы, 2 с дамой.

К

    КАЧЕСТВЕННЫЙ СИГНАЛ — сигнал на висте, показывающий силу в определенной масти.
    КИБИТЦЕР — болельщик, наблюдатель (лишен права голоса).
    КОЗЫРЬ —  все карты масти, назначенной старшей в финальном контракте.
    КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СИГНАЛ — сигнал на висте, показывающий количество карт в определенной масти.
    КОНВЕНЦИЯ — торговля по договоренности, когда некоторые (или все) заявки не имеют натурального значения.
    КОНТРА — заявка, которая увеличивает величину записи за выполнение или проигрыш контракта. Может быть сделана в том случае, если предшествующей значащей заявкой было назначение со стороны оппонентов. Последующее назначение с любой стороны аннулирует контру, но также может быть контрировано.  Данная контра называется НАКАЗАТЕЛЬНАЯ.

Довольно быстро было выявлено, что давать наказательные контры на низких уровнях редко становится хорошей идеей. С тех пор было для значения контры было придумано много других трактовок, но всех их объединяет то, что контра на контракт, поставленный оппонентами на уровнях один-два-три, не наказательная.

    КОНТРА ВЫЗЫВНАЯ — контра, данная на мастевое открытие оппонента. Вызывная контра обещающая 12+ очков и наличие не менее 3 карт в  мастях, отличных от масти открытия оппонента.  Своей длинной масти при этом у игрока, который дает вызывную контру, как правило, нет, иначе он бы мог эту масть просто назвать.

    КОНТРА НЕГАТИВНАЯ — контра, данная на вход оппонента после открытия партнера. И она тоже не наказательная, а вызывная, показывает силу, достаточную для конкуренции, но без возможности сделать натуральную заявку.

Одним из популярных вариантов негативной контры является

    КОНТРА-СПУТНИК —  контра, данная после того, как мы открыли минором, а оппонент вошел мажором. Контра-спутник обещает четверку в неназванном мажоре..

    КОНТРА-ТРЕШКА — в ситуации, когда мы открыли 1 минор, партнер ответил 1 мажор (от 4 карт), а враг после этого назвал масть ниже 2 в мажор названный партнером, наша контра обещает 3 карты в названном партнером мажоре.
    КОНТРАКТ — обязательство пары взять определенное количество взяток.
    КОНЦОВКА — финальная часть розыгрыша.
    КРУГ ТОРГОВЛИ — стадия торговли после того, как каждый из игроков сделал по одной заявке.
    КЮБИД — заявка масти противника в конкурентной торговле,  обещающая либо поддержку масти партнера, либо спрашивающая о задержке. Также кюбидами называются заявки, используемые после согласовании масти в позиции форсинг гейма, показывающие невозможность собрать в данной масти 2 взятки. Кюбидная торговля используется при исследовании шлема, обычно на 4 уровне, но может быть и на третьем, например, заявка 3 пики при согласованной масти черва. Кюбидом первого класса является туз или ренонс, кюбидом второго класса является король или синглет.

Л

    ЛАВИНТАЛЬ — сигнал, показывающий силу в определенной масти. Лавинталь используется как при сносах в масть и при проносах, так и в ответах в масть, в случае удержания взятки. При прямом лавинтале снос маленькой карты обещает силу в младшей масти, снос старшей карты — силу в старшей масти, а снос средней карты просит продолжение в эту масть. В случае, если на козырном контракте партнер пошел с синглета, вы удержали тузом и хотите показать партнеру, как передать вам ход для дополнительной убитки, необходимо использовать лавинталь.
    ЛИНИЯ — два игрока, составляющие пару против двух других игроков (синоним — сторона).
    ЛИШНЯЯ ВЗЯТКА (ОВЕР) — каждая взятка, выигранная разыгрывающей парой сверх обозначенных в контракте.

М

    МАЖОР — одна из старших мастей: пика или черва.
    МАЛЫЙ ШЛЕМ (шлемик) — игра на 6-м уровне, то есть обязательство отдать не более одной взятки.
    МАРЬЯЖ — король и дама одной масти.
    МИНОР — одна из младших мастей: трефа или бубна.
    МИСФИТ — отсутствие фита, то есть менее восьми карт в масти на линии.

Н

    НАДБАВКА — ценности (очки или расклад), о наличии которых партнер в ходе торговли еще не проинформирован.
    НАДБИТЬ — положить во взятку старшую карту, чем сыгранные ранее.
    НАЗНАЧЕНИЕ — обязательство выиграть число декларированных взяток (плюс шесть) в обозначенной деноминации контракта.
    НАТУРАЛЬНАЯ ЗАЯВКА — заявка, которой вы передаете информацию о наличии у вас данной масти или БК расклада. Натуральной мастевая заявка является, если в масти не менее четырех карт.
    НЕГАТИВ — заявка, показывающая минимум силы.
    НЕДОБРАННАЯ ВЗЯТКА — каждая взятка, недостающая стороне разыгрывающего для выполнения контракта.

    НЕНАТУРАЛЬНАЯ ЗАЯВКА — мастевая или БК заявка, значением которой не является показ количество карт в масти или назначение БК. Ненатуральные заявки используются в торговле для описания раскладов, вопросах о раскладах, а также с иными целями. Также такие заявки называются КОНВЕНЦИОННЫМИ.

О

    ОВЕР — то же, что лишняя взятка.
    ОВЕРКОЛ (ВХОД) — вход в торговлю после открытия оппонентов.
    ОНЕР — туз, король, дама, валет или десятка.
    ОППОНЕНТ — противник.
    ОТКРЫТИЕ — первая значащая заявка.
    ОТЫГРАННАЯ МАСТЬ — длинная масть, разработка которой привела к тому, что малые карты стали берущими взятки, то есть в масти остались только старшие карты (установленная масть, выфортованная масть).
    ОЧКИ МИЛТОНА УОРКА — шкала оценки карт (туз=4, король=3, дама=2, валет=1). ОБЩЕПРИНЯТОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ОЧКОВ — рс. Используется для определения баланса на линии, принятия решения о целесообразности заявок и их уровне.
    ОЧЕРЕДНОСТЬ — порядок, по которому от игрока к игроку переходит право делать заявки или играть.
    ОЧЕРЕДЬ — правильный момент, когда игрок должен сделать заявку или сыграть картой. Любые действия за столом игроки должны делать строго по очереди, не доспускается действия вне очереди. В том числе задавать вопросы о торговле оппонентов, и правилах их виста можно только в свою очередь.

П

    ПАРТНЕР — игрок, с которым играют на одной линии против двух других игроков.
    ПАС — заявка, означающая, что игрок решил не делать значащую заявку.
    ПОДСАД — получение разыгрывающим меньшего количества взяток, чем требовал контракт.

    ПОЛУБЛОК — открытие на втором уровне мастью, содержащей 6 карт с целью заставить оппонентов делать первые значащие заявки на высоком уровне. Полублок отличается от блока более конструктивным подходом, обычно содержит неплохую масть и очки.

    ПРИХОД — возможность передачи хода в определенную руку посредством получения взятки старшей картой в данной руке.
    ПРОПУСКАНИЕ — сознательный отказ от игры старшей карты во взятке, которую можно получить.
    ПРЫЖОК — значащая заявка, которую вы делаете на более высоком уровне, чем ближайший доступный для этой масти.

Р

    РАВНОМЕРНОЕ (РЕГУЛЯРНОЕ) РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — распределение карт типа 4-3-3-3, 4-4-3-2 и 5-3-3-2 (без синглетов и не более одного дублета).
    РАЗЫГРЫВАЮЩИЙ — игрок (линии, сделавшей заключительное назначение), первым назначивший деноминацию финального контракта.
    РАСКЛАД — распределение карт в одной руке по мастям или одной масти в четырех руках.

    РЕБИД — в односторонней торговле ответ открывающегося на заявку отвечающего, то есть третья заявка в односторонней торговле.

    РЕВЕРС — после открытия мастью на первом уровне и заявки отвечающего тоже на первом уровне, заявка 2 в масть, старше открытия называется реверс и обещает 16+ очков, 5+ карт в масти открытия, 4 (3) карты в масти реверса.
    РЕКОНТРА — заявка, сделанная вслед за контрой оппонента. В первичном смысле реконтра означает, что вы уверены, что выиграете назначенный контракт. В случае игры контракта под реконтрой премия за контракт значительно увеличивается по сравнению с игрой контракт под контрой.  Также значительно увеличивается премия оппонентов за каждую взятку подсада контракта.
    РЕНОНС — отсутствие карт в масти.
    РОББЕР — классическая бриджевая партия (аналогично преферансной пульке или матчу в хоккее), подходит для домашней игры.
    РУКА — карты, первоначально сданные игроку, или их часть, остающаяся у игрока в процессе розыгрыша.
    РЯД — несколько карт подряд в масти (синоним — секвенция).

С

    СВОЯ ИГРА — точно выполненный контракт.
    СДАЧА — 1. распределение колоды между руками четырех игроков; 2. совокупность всех распределенных карт; 3. торговля и игра с данным распределением карт.
    СЕКВЕНЦИЯ — 1. серия заявок на одной линии; 2. комбинация карт, в которой фигуры идут друг за другом.
    СИГНАЛ — игра определенной картой на висте, передающей какую-либо специальную информацию.
    СИНГЛЕТ, СИНГЛЕТОН — одна карта в масти.
    СИСТЕМА — совокупность конвенций и соглашений, используемых партнерами.
    СНОС (ПРОНОС) — игра картой не в масти хода и не козырем. Снос может быть сигналом.
    СТЕЙМАН — вопрос о мажорных четверках, задается после бескозырного открытия партнера.
    СТОЛ — 1. поверхность, на которой лежат карты; 2. рука болвана.

Т

    ТОРГОВЛЯ — 1. процесс определения контракта посредством последовательности заявок, дающая возможность партнерам обменяться информацией о своих руках; 2. совокупность сделанных заявок.

    ТРАНСФЕР — ненатуральная конвенционная заявка, означающая наличие в руке не менее чем пятикартной масти, следующей за мастью назначенной заявки или трефы в случае если трансфер дается заявкой БК. Чаще всего трансферы используются, если партнер открылся сильной БК рукой.
    ТРИПЛЕТ — три карты в масти.

У

    УБИТКА — игра козырем при отсутствии масти хода.
    УРОВЕНЬ ИГРЫ — уровень назначенного контракта.

Ф

    ФАЛЬШРЕНОНС — игра картой другой масти игроком, способным сыграть в масть хода.
    ФИГУРА — туз, король, дама, валет.
    ФИТ — карты, которые дополняют количество карт партнера в какой-либо масти до восьми и больше. Фитом также называют распределение карт в козырной масти у разыгрывающей пары.
    ФОРСИНГ — заявка, запрещающая партнеру пасовать. Различают форсинг на круг (кратко обозначают Ф1) и форсинг до гейма (кратко обозначают ФГ). Форсинг на круг означает, что партнер должен сделать минимум одну заявку, следующую заявку он уже может пасовать. Форсинг гейм — это позиция, когда никто из игроков не может пасовать, пока не будет назначен гейм.

    ФОРСИРУЮЩИЙ ПАС — пас, сказанный в позиции форсинг гейма имеет обычно значения усиления и готовность играть на уровень выше.
    ФОРТА — старшая карта в масти (может быть и двойка, если остальные карты вышли из игры).
    ФОСКА — карта меньше десятки.

Х

    ХОД — первая карта, сыгранная во взятке.

Ч

    ЧАСТИЧНАЯ ИГРА (ЧАСТИЦА, ЧАСТИЧКА) — игра ниже уровня гейма. Частичными контрактами являются все контракты на 1м, 2м уровне, мастевые контракты на 3м уровне, контракты 4 трефы, 4 бубны.

Ш

    ШЛЕМ — общее название малого и большого шлема, то есть контракт, в котором необходимо выиграть шесть или семь декларированных взяток.

Э

    ЭКСПАС — игра к младшей фигуре в надежде, что она возьмет взятку, если более старшая фигура лежит перед ней.

Я

    ЯРБОРО — рука, не содержащая карт старше девятки.